Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
2частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №167 ОАО «РЖД»
Принята Утверждаю
На заседании педагогического совета заведующий Царева М.Б._______
Протокол№1 от 31 а вгуста 2023 года Приказ №__1 - ОД от 1.09.2023
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
частного дошкольного образовательного учреж дения
социально - гуманитарной направленности
«Школа будущего первоклассника»
Уровень программы : стартовый
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год ( 72 часа)
Автор - составитель:
Педагог дополнительного образования
Малова Ольга Александровна
г. Тайга
2023
Детский сад № 167 ОАО « РЖД»
4247004630
Заведующий Царева М.Б
Страница 2
3Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………… 3
2. Цель и задачи программы……………………………………… 5
3. Содержание программы …...................................................... ... 7
4. Планируемые результаты……………………………………… 12
5. Список литературы…………………………………………….. 15
Страница 3
41. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предшкольного развития «Школа будущего первоклассника» предназначена для
развития и обучения детей 6-7 лет в условиях групп предшкольной подготовки.
Программа ознакомительного уровня «Школа будущего первоклассника»
составлена на основе программы развития и обучения д ошкольников Олеси Жуковой.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами,
регламентирующими образовательную деятельность в системе дополнительного
образования :
1. Федеральным Законом РФ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным о бщеобразовательным программам»;
3. Распоряжением Правительства Российской Федерации №1726 -р от 04.09.2014г.
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
4. Письмом Министерства образования и науки России№09 -3242 от 18.11.2015 г.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ ( включая разноуровневые программы»);
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648 -20 «Санитарно –эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи »;
6. Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от
05.04.2019 г. № 740 «Об утв ерждении Правил персонифицированного финансирования
дополнительног о образования детей»;
7. Уставом и локальными актами «Детского сада№167 ОАО «РЖД»
Актуальность программы: социальный заказ родителей для формирования
предпосылок дошкольников к учебной дея тельности и развитие качеств, необходимых
для адаптации к успешному обучению.
Страница 4
5Программа «Школа будущего первоклассника» построена в соответствии с
логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания,
объяснительной речи, ценностно го отношения к окружающему миру. Таким образом,
выбор содержания, методов и форм организации определяется тем, что дети -
дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольник ами
строятся с использованием проблемно -диалогической технологии , адаптированной к
данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и
организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия,
узнают что -то новое и используют полученные знания и умения для решения
жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между
дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне
технологии, когда обучение строится на де ятельностной основе.
Адресат программы: коллектив воспитанников групп предшкольной подготовки в
возрасте 6 -7 лет.
Показатель 1 год обучения
Количество учебных недель 36 недель
Количество учебных дней 72 дня
Продолжительность каникул С 31.12.2023 -8.01.2024 г.г.
Дата начала и окончания
учебных периодов /этапов
Начало обучения - 01 сентября
Окончание обучения -31 мая
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 занятию в день. Длительность занятий - 30
минут.
Программа даёт возмож ность соответствовать стандартным требованиям по
предшкольному образованию и ограниченно вводить ребёнка в школьное образование.
Страница 5
62. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для социальной адаптации детей, повышение
психологической готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность,
формирование у старшего дошкольника интереса к обучению, «внутренней позиции
школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для
реализации преемственности между дошк ольным этапом и начальной школой.
Задачи :
Образовательные (предметные):
Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь дошкольника.
Развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей.
Готовить к обучению чтению.
Развивать фа нтазию, воображение, словесное творчество.
Развивать мелкую моторику руки.
Личностные:
Формировать самостоятельную, ответственную и социально мобильную
личность, способную к успешной социализации в обществе.
Метапредметные:
Развивать мотивационную готовность дошкольников к обучению в школе;
потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и
аккуратности.
Критерий Показатель
Цель программы
ознакомительного уровня
Создание условий для социальной
адаптации детей, повышение
психологической готовности ребёнка к
включению в образовательную
деятельность, формирование у
старшего дошкольника интереса к
обучению, «внутренней позиции
школьника» с помощью единства
требований родителей, воспитателей и
учителя для реализации
преемствен ности между дошкольным
этапом и начальной школой.
Страница 6
7Содержание программы Программа ознакомительного уровня
«Школа будущего первоклассника»
составлена на основе программы
развития и обучения дошкольников
Олеси Жуковой.
Реализация программы Наличие утвержденной программы.
Методические разработки по
направлениям программы.
Наглядные пособия, технические
средства обучения.
Специальная литература (журналы,
книги, пособия, справочная
литература).
Диагностический инструментарий для
осуществления обратной связи.
Срок реализации программы 9 месяцев (72 часа )
Набор Принимаются все желающие
дошкольники в возрасте 6 -7 лет.
Формы проведения занятий Групповая форма с ярко
выраженным индивидуальным
подходом.
Образовательные технологии Технологии, направленные на
формирование у учащихся
мотивации к познанию: игровые,
личностно -ориентированного
обучения, диалогового обучения,
репродуктивные.
Кадровые условия реализации
программы
Учитель начальных классов
Результирующий итог
реализации программы
ознакомительного уровня
Наличие/отсутствие у ребенка к
концу обучения общих
представлений об изучаемой
предметной области;
Появление/отсутствие у
обучающегося первичного интереса
к деятельности в данной предметной
сфере;
Появление/отсутствие потребности к
продолжению изучения выбранного
вида деятельности по программе
ознакомительного уровня.
Страница 7
83. Содержание программы.
Содержание программы соответствует федеральным государственным стандартам
дошкольного образования, этим обеспечивается преемственность методических и
педагогических подходов.
Содержание программы соответствует ФГОС ДОО, что обеспечивает
преемственность ме тодических и педагогических подходов.
В структуре и содержании данной программы выделяется 2 направления,
отражающих основные линии развития ребенка -дошкольника в результате его
обучения.
Направление «По дороге к азбуке » обеспечивает обогащение активного словаря
ребенка, связной речи. Ведётся подготовка к обучению чтению.
Направление «Подготовка руки к письму» обеспечивает развитие мелкой
моторики руки.
Работа по данным направлениям ведётся систематически на каждом зан ятии.
Содержание работы Планируемый результат
Обучение грамоте
Знают буквы.
Обучение звуко - слоговому анализу
-дифференциация понятий «звук» и
«буква»;
-соотнесение букв и звуков
Умеют соотносить звук и букву
Развитие звуковой культуры речи
-знакомство с классификацией
звуков: гласные и согласные.
Классифицируют звуки: гласные и
согласные.
Развитие фонематического слуха:
-развитие умения различать звуки:
гласные и согласные;
-выделение в слове мягких и твердых
согласных звуков;
Умеют различать звуки на слух.
Умеют выделять в слове гласные и
согласные звуки, твердые и мягкие
согласные.
Умеют находить звук в начале,
Страница 8
9-выделение звуков в начале,
середине, конце слова.
середине и конце слова.
Развитие связной речи
-обучение диалогической речи;
-обучение пересказу с помощью
зрительной опоры;
-обучение составлению рассказа по
серии картинок по опорным словам;
С помощью учителя составляют и
поддерживают диалог.
С помощью учителя пересказываю
небольшие рассказы по зрительной
опоре.
С помощью учителя составляют
рассказ по сюжетной картинке и по
серии картинок по опорным словам.
Развитие мелкой моторики
-умение штриховать;
-умение раскрашивать;
- умение обводить по контуру;
- умение печать буквы по образцу.
Штрихуют предмет.
Раскрашивают предмет.
Обводят предмет по контуру.
Печатают буквы по образцу.
Календарно -тематический план
№
п/п
Тема урока Дата
1. Звуки и буквы. Подготовка руки к письму.
2. Мир звуков. Гласный звук [а]. Буквы А, а.
3. Мир звуков. Гласный звук [а]. Буквы А, а.
4. Гласный звук [о]. Буквы О, о. Игры со словами.
5. Гласный звук [у]. Буквы У, у. Раскрашивание.
6. Гласный звук [и]. Буквы И, и. Подготовка руки к письму.
7. Гласный звук [ы]. Буква ы. Подготовка руки к письму.
8. Гласный звук [э]. Буквы Э ,э. Подготовка руки к письму.
9. Согласные звуки [м’] и [м]. Буквы М, м. Подготовка руки к
письму.
10. Согласные звуки [м’] и [м]. Буквы М, м. Письмо слогов по
точкам.
11. Согласные звуки [п] и [п ,]. Буквы П,п. Штриховка.
12. Согласные звуки [п] и [п ,]. Буквы П,п. Подготовка руки к
Страница 9
10письму.
13. Согласные звуки [б] и [б’]. Буквы Б,б. Письмо по точкам..
14. Согласные звуки [б] и [б’]. Буквы Б,б. Раскрашивание.
15. Согласные звуки [н] и [н’]. Буквы Н,н. Подготовка руки к
письму.
16. Согласные звуки [н] и [н’]. Буквы Н,н. Письмо по точкам.
17. Согласные звуки [т] и [т’]. Буквы Т,т. Подготовка руки к
письму.
18. Согласные звуки [т] и [т’]. Буквы Т,т. Письмо по точкам.
19. Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В.в. Подготовка руки к
письму.
20. Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В.в. Штриховка.
21. Буква Я. Подготовка руки к письму.
22. Буква Я. Раскрашивание.
23. Согласные звуки [д] и [д’]. Буквы Д,д. Подготовка руки к
письму.
24. Согласные звуки [д] и [д’]. Буквы Д,д. Письмо по точкам.
25. Согласные звуки [ф] и [ф’]. Буквы Ф,ф. Подготовка руки к
письму.
26. Согласные звуки [ф] и [ф’]. Буквы Ф,ф. Штриховка.
27. Согласные звуки [с] и [с’]. Буквы С,с. Подготовка руки к
письму.
28. Согласные звуки [с] и [с’]. Буквы С,с. Письмо по точкам.
29. Буква Е. Подготовка руки к письму.
30. Буква Е. Письмо по точкам.
31. Согласные звуки [к] и [к’]. Буквы К,к. Подготовка руки к
письму.
32. Согласные звуки [к] и [к’]. Буквы К,к. Штриховка.
33. Согласные звуки [г] и [г’]. Буквы Г,г. Подготовка руки к
письму.
34. Согласные звуки [г] и [г’]. Буквы Г,г. Штриховка.
35. Согласные звуки [х] и [х’]. Буквы Х,х. Подготовка руки к
письму.
36. Согласные звуки [х] и [х’]. Буквы Х,х. Письмо по точкам.
37. Согласные звуки [з] и [з’]. Буква З. Подготовка руки к письму.
38. Согласные звуки [з] и [з’]. Буква З. Штриховка.
39. Согласный звук [ш]. Буквы Ш,ш. Подготовка руки к письму.
40. Согласный звук [ш]. Буквы Ш,ш. Письмо по точкам.
41. Согласный звук [ж]. Буквы Ж.ж. Подготовка руки к письму.
42. Согласный звук [ж]. Буквы Ж.ж. Письмо по точкам.
43. Согласные звуки [л] и [л’]. Буквы Л,л. Подготовка руки к
письму.
44. Согласные звуки [л] и [л’]. Буквы Л,л . Подготовка руки к
Страница 10
11письму.
45. Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р.р. Подготовка руки к
письму.
46. Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р.р. Штриховка.
47. Буквы Ё,ё. Подготовка руки к письму.
48. Буквы Ё,ё. Раскрашивание.
49. Согласный звук [й’]. Буква й. Подготовка руки к письму.
50. Согласный звук [й’]. Буква й. Раскрашивание.
51. Согласный звук [ч’]. Буквы Ч,ч. Подготовка руки к письму.
52. Согласный звук [ч’]. Буквы Ч,ч. Подготовка руки к письму.
53. Согласный звук [щ’]. Буквы Щ,щ. Подготовка руки к письму.
54. Согласный звук [щ’]. Буквы Щ,щ. Раскрашивание.
55. Согласный звук [ц]. Буква Ц. Подготовка руки к письму.
56. Согласный звук [ц]. Буква Ц. Подготовка руки к письму.
57. Буква Ю. Раскрашивание.
58. Буква Ю. Штриховка.
59. Буква ь. Подготовка руки к письму.
60. Буква ь . Раскрашивание.
61. Буква ъ. Подготовка руки к письму.
62. Буква ъ. Раскрашивание.
63. Повторение изученных букв. Подготовка руки к письму.
64. Чтение слогов с изученными буквами. Подготовка руки к
письму.
65. Чтение слогов с изученными буквами. Подготовка руки к
письму.
66. Подготовка руки к письму. Штриховка.
67. Подготовка руки к письму. Штриховка.
68. Подготовка руки к письму. Штриховка.
69. Чтение слогов с изученными буквами. Литературная
викторина. Письмо по точкам.
70 Чтение слогов с изученными буквами. Литературная
викторина. Письмо по точкам.
71 Путешествие в АБВГДейку. Знакомство с алфавитом.
72 Путешествие в АБВГДейку. Знакомство с алфавитом.
4. Планируемые результаты
Предметными результатами (предпосылками к их достижению) реализации
программы «Школа будущего первоклассника» является формирование следующих
умений:
Направление «По дороге к азбуке»:
Страница 11
12 составлять и поддерживать диалог (с помощью учителя);
пересказывать небольшие рассказы по зрительной опоре (с помощью учителя);
составлять предложения по сюжетной картинке и по серии картинок по опорным
словам (с помощью учителя);
отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
выделять в слове гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные;
подбирать слова на заданный звук;
находить звук в начале, середине и конце слова;
узнавать и различать буквы русского алфавита;
Направление «Подготовка ру ки к письму»:
правильно держать ручку и карандаш;
аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;
печатать букву по образцу.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию)
дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных
действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) уч ебного пособия;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;
учиться оценивать результаты своей работы.
Познав ательные УУД:
Страница 12
13 учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
сравнивать и группировать различные объекты;
классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,
уважать иную точку зрения;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и
общения и учиться следовать им;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях
конфликтов интересов;
учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной
подготовки является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для
всех правила поведения (этические нормы);
в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые прав ила поведения, делать выбор, как поступить (при
поддержке учителя);
при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
Страница 13
14 понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как
его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям литературны х произведений, их поступкам;
объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!» — самый желаемый планируемый личностный результат.
5. Список литературы.
Большие прописи к логопедическому букварю [Текст]: прописи для
дошкольников / О.С. Жукова. - М: АСТ, 2019.
Букварь [Текст]: букварь для дошкольников / О.С. Жукова. - М: Астрель, 2018.
Букварь для будущих отличников [Текст]: букварь для дошкольников / О.С.
Жукова. - М: А стрель, 2019.
Пальчиковая гимнастика[Текст]: пособие для развития мелкой моторики руки/
О.В Узорова. - М.: АСТ Астрель, 2002.
Скоро в школу [Текст]: методическое пособие для подготовки к школе/
Мищенкова Л.В. - Москва: Изд. РОСТ, 2017