Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №167 ОАО «РЖД»
Принята Утверждаю
На з аседании педагогического совета заведующий Царева М.Б._______
Протокол№1 от 31 августа 2023 года Приказ №___ 1 ___от 1.09.2023
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа
частного дошкольного образовательного учреждения
физкультурно - оздоровительной направленности
игровой стретчинг с элементами хатхи - йоги «Маленькие йожики»
Уровень программы : стартовый
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год ( 72 часа)
Автор - составитель:
Педагог дополнительного образования
Уйманова Ирина Юрьевна
г. Тайга
2023
Детский сад № 167 ОАО « РЖД»
4247004630
Заведующй Царева М.Б
Страница 2
2Содержание.
1 Введение. 3
2 Направленность образовательной программы. 3
3 Принципы обучения. 4
4 Новизна образовательной программы. 4
5 Актуальность. 5
6 Педагогическая целесообразность. 5
7 Цель, задачи. 6
8 Возрастные особенности детей. 6
9 Сроки реализации программы. 8
10 Формы и режим занятий. 8
11 Ожидаемые результаты. 9
12 Система определения результативности. 9
13 Формы подведения итогов реализации программы. 11
14 Учебный план. 11
15 Учебно – тематический план. 12
16 Календарный план 21
17 Методическое обеспечение программы. 21
18 Материально -техническое обеспечение. 21
19 Список литературы. 22
Страница 3
1 Введение.Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная
для всех времен и народов. Воспитание уважительного отношения к
своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению
специалистов - медиков, 75 %всех болезней человека заложено в
детские годы.
Научно - технический прогресс привел к тому, что человек все
меньше и меньше понимает, что т акое физический труд. Привычку
ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с
детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ
здорового человека. Дети подвержены повышенной утомляемости,
трудно засыпают, часто бывают нервозны. Всё чаще выявляются
нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие, проблемы с
желудочн о-кишечным трактом. Э то связано со стилем современной
жизни, плохой экологией и социальными проблемами. Проблема
неправильного процесса формирования осанки и стопы,
заболевани я детьми ОРВИ, существует и нашем детском саду.
Поэтому мной была разработана прог рамма «Детская йога.
Маленькие йо жки» , основу которой составляют элементы хатха -
йоги.
2 Направленность образовательной программы.
Программа «Маленькие йожки» имеет физкультурно –
оздоровительн ую направленность, так как исключает соревнования, а
значи т, вероятность травм и стресса. У пражнения не требуют
усиленн ой работы сердца и физиче ского напряжения, движения
выполняются медленно, работа серд ца не перегружается. Поэтому
детской йогой могут заниматься и ослабленные дети, к примеру,
выздоравливающие после болезни. Большое внимание уделяет ся
позвоночнику и суставам (профилактика нарушений осанки). Кроме
того, дыхательные упражн ения (пранаяма) позволяют постепенно
Страница 4
4уве личиваьт объём лё гких, а умение расслабиться (поза «Шавасана»)
позволяет установить контроль над эмоциями.
3 Принципы обучения.
• Системность – педагогическое воздействие выстроено в систему
специальных занятий, упражнений и заданий;
• Преемственност ь – каждый следующий этап базируется на
сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону
ближайшего развития”;
• Возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения
(позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;
• Деятельност ный принцип – задачи развития физических
качеств достигаются через игровую деятельность;
• Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание
статичного и динамичного положения детей, смена видов
деятельности.
4 Новизна образовательной программы.
Новизна программы заключается в комплексном решении задач
оздоровления: физическое развитие детей совмещается с развитием их
креативных, интеллектуальных способностей. Гимнастика с
элементами хатха -йоги доступна детям дошкольного возраста.
Статическое подд ержание поз требует плавных, осмысленных
движений и спокойного ритма. Вследствие этого организм ребёнка
испытывает умеренную нагрузку, так как хатха -йога предусматривает
сочетание физических упражнений на расслабление в сочетании с
дыхательной гимнастикой. Программой предусмотрено построение
образовательного процесса на основе интеграции образовательных
областей (физическая культура, музыка) как одного из важнейших
принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с
федеральным государственным обр азовательным стандартом к
Страница 5
структуре основной общеобразовательной программы дошкольногообразования.
5 Актуальность.
Сегодня йога известна во всем мире благодаря своему исключительно
положительному воздействию на здоровье и эмоциональное состояние
взрослых и детей.
О пользе занятий йогой с раннего возраста говорит учитель физкультуры
О.Курноосова, участвовавшая в фестивале педагогических идей «Открытый
урок»: «Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение
концентрировать вним ание необходимо с ранних лет. Именно поэтому был
разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и
психологических особенностей ребенка».
Регулярные занятия йогой позволяют:
Укрепив мышечный корсет позвоночника, а так же мышцы рук и ног,
исправить осанку и нормализов ать кровообращение во всем теле;
Улучшить и сохранить гибкость;
Правильно сформировать стопы и исправить лёгкие формы плоскостопия;
Повысить иммунитет;
Развить координацию движений и чувство равновесия;
Развить способность концентрировать внимание;
Уменьшить частоту проявлений гиперактивности и гипоактивности.
Дети получают удовольствие от выполнения физических упражнений, в том
числе и упражнений йоги. Занимаясь с детьми йогой, мы помогаем им расти
здоровыми, кр епкими и жизнерадостными.
6 Педагогическая целесообразность.
Данная программа носит физкультурно - оздоровительную
направленность, так как направлена на формирование куль туры здорового
образа жизни, профилактику нарушений опорно -двигательного аппарата,
зрения, на развитие и тренировку дыхательной системы, повышение
Страница 6
6защитных функций организма детей с использованием нетрадиционной
формы оздоровления детей дошкольного возраста – Хатха - йога. Данная
форма оздоровления эффективна в плане физического и нрав ственно -
духовного развития детей.
7 Цель, задачи.
Цель : Физическое и психическое развитие и укрепление всех систем
организма.
Задачи :
Оздоровительные:
• профилактика сколиоза
• плоскостопия
• близорукости
• частых простудных заболеваний
• укрепление опорно - двигательного аппарата
• сохранение положительного психоэмоционального
состояния детей
Образовательные:
Создание фундамента для развития индивидуальных физических
способностей ребёнка ;
Координация движений и развитие равновесия;
Воспитательные:
Воспитывать в детях уверенность в своих силах ;
Желание вести здоровый образ жизни.
8 Возрастные особенности детей 4 - 5 лет.
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он
является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного
развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется
характер ребенка, активно совершенствуются по знавательные и
Страница 7
коммуникативные способности. Существуют специфические возрастныеособенности детей 4 –5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать
родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.
А это значит, что малыш по мере взрослен ия всегда найдет общий язык со
своими сверстниками.
Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается
координация, движения становятся все более уверенными. При этом
сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается
моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым
по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности
детей 4 –5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она
не была чрезмерной. Это связано с тем, что м ышцы в данный период растут
хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает.
Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается
темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются.
В среднем ребенок п одрастает за год на 5 –7 см и набирает 1,5 –2 кг веса.
Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие ребенка в возрасте 4 –5 лет быстро развиваются
различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие.
Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными,
произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем
обязательно пригодятся. 5 вещей, из -за которых вы не должны испытывать
чувства стыда. Типом мышления, характ ерным для ребенка сейчас, является
наглядно -образное. Это значит, что в основном действия детей носят
практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако
по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему
дошкольному возраст у постепенно переходит в словесно -логическое.
Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить
небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются
произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение
непродолжительно го времени (15 –20 минут) сосредоточенно заниматься
Страница 8
8каким -либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные
особенности детей 4 –5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают
условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
9 С роки реализации программы.
Прог рамма «Детская йога. Маленькие Ё жки» рассчитана на один учебный
год.
10 Формы и режим занятий.
План занятия составлен на основе опыта работы с данным контингентом
детей в соответствии с физиологическими параметрами возраста, с учётом
работоспособности и порога утомляемости организма ребёнка при
физических нагрузках.
Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и
упражнений на растяжку. Цель комплексов - активизировать
физиологические функции орг анизма, содействовать развитию физических
качеств и координации движений.
Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и
заключительной.
Подготовительная часть (3 -5минут )
Цель: тонизирование организма, разогрев мышц, растяжка сухожилий ,
подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе.
В подготовительную часть включаются: гимнастика потягиваний,
дыхательные упражнения, ознакомление с частями тела (прохлопывание),
разминка с упражнениями на растяжение мышц, подвижность суставов,
динамические упражнения и элементы самомассажа (пальцев рук и
предплечий, ног, лица).
Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых,
настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить
дыхание.
Основная часть (1 3-15 мин ут)
Цель: Укрепление и разработка суставов, освобождение их от отложений
Страница 9
солей, укрепление костной системы, повышение гибкости позвоночника.а) разучивается комплекс статистических упражнений (или закрепляется )
Заключительная часть (2 -4 мин уты)
Цель : Научить детей расслабляться и приводить свой организм в
первоначальное состояние, оптимизация автоматического режима работы
дыхательного центра, усиление функции дыхательного аппарата. Чтобы
достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо
концентрировать внимание на спокойном дыхании.
11 Ожидаемые результаты.
Повышение уровня физической подготовленности и развития физических
качеств у детей 5 -6 лет.
Умение правильно выполнять асаны, находить нужную на предметной,
схематической картинке.
Прид умывать сказки и истории с помощью предметных или
схематических картинок и рассказывать с использованием асанов.
Умение выполнять пранаяму (дыхательную гимнастику, в частности
«Капалабхати»)
Стабилиза ция эмоционального фона у детей, умение расслабляться.
12 Система определения результативности.
Дети знают название асан (поз) , владеют техникой выполнения . Занятия
доставляют положительные эмоции.
Мониторинг проводится в октябре и апреле , для контроля за уровнем
развития физической подготовки ребёнка. Тестами выявляется общий
уровень физического развития, уровень специальной подготовки
двигательного аппарата. Результаты заносятся в таблицу № 1.
Физическое
качество
Содержание теста Требования к выполнению
Страница 10
10Гибкость Ребёнок встаёт на
гимнастическую скамейку
с прикреплённой линейкой
так, чтобы носки ног
касались края.
Выполняется наклон
вперёд с прямыми ногами .
Измеряем от нулевой отметки
(край гимнастической
скамейки ). Выше – результат
отрицательный, ниже –
положительный. Положение
фиксируется 3 сек унды.
Равновесие Из положения, стоя на
одной ноге, другая согнутая
вперёд (носок касается
колена опорной ноги), руки
в стороны .
Оценивается удержание в
секундах .
Статическая
выносливость
Даются 2 упражнения,
каждое упражнение
выполняется только 1 раз .
Упражнение 1.
Поднять туловище из
положения, лёжа на животе,
ноги закреплены. Держать 10
сек унд.
Упражнение 2.
Из исходного положения, лёжа
на спине, поднять ноги на 30 см
над полом, руки за головой.
Держать 10 с ек унд.
Страница 11
Таблица № 1. Уро вень развития физических качеств.№
Фамилия,
имя ребенка
Физические качества Уровень развития физических
качеств
Гибкость
Равновесие
Статическая
выносливость
н.г. к.г.
Упр 1 Упр 2
н.г. к.г. н.г. к.г. н.г . к.г. н.г. к.г.
1
2
3
4
5
13 Формы подведения итогов реализации программы.
Одной из форм подведения итогов реализации программы является
проведение открытого занятия для родителей, участие в конкурсах для
инструкторов по физкультуре на педагогических порталах.
14 Учебный план.
Программа рассчитана на 72 заня ти я
Сентябрь -8 занятий, Октябрь – 8 заняти й, Ноябрь – 8 занятий, Декабрь – 8
занятий, Январь – 8 занятий, Февраль – 8 занятий , Март – 8 занятий, Апрель
– 8 занятий, Май -8 занятий
Количество занятий в неделю – 2.
Длительность занятия – 20 минут.
Страница 12
1215 Учебно – тематический план.
№ Наименование разделов Количество часов
Теория Практика
1 Вводно – диагностическое
занятие
1 1
2 Асаны 2 25
3 Самомассаж 1 3
4 Дыхательная гимнастика 1 12
Гимнастика для глаз 1 4
Пальчиковая гимнастика 1 6
Релаксация 1 6
5 Подвижные игры 1 4
6 Заключительно –
диагностическое занятие
1 1
7 Итого часов 10 62
Распределение часов на разделы условно, так как в большинстве занятий
предусмотрены содержание теоретического и практического материала,
упражнения и комплексы упражнений различных разделов и тем в одном
занятии.
16 Календарный план
Месяц Номер
занятия
Тема Цель
Сентябрь
1-2 «Маленькие
йожки»
(диагностически –
ознакомительное)
Познакомить с правилами
выполнения асанов , разучить
приветствие (ритуал начала
занятия), познакомить с
техникой выполнения позы
«Дерево». Развивать
Страница 13
вестибулярный аппарат,формировать умение
сохранять равновесие.
3-4 «Дом с трубой» Познакомить с техникой
выполнения позы «Дом с
трубой», закрепить умение
выполнять позу «Дерево».
Укреплять и вытягивать
мышцы спины, плечевого
пояса.
5-6 «Путешествие на
самолете»
Закрепить технику
выполнения позы «Дерево»
закрепить умение выполнять
позу «Дерево». Укреплять и
вытягивать мышцы спины,
плечевого пояса.
7-8 «Кошка на
скамейке»
Познакомить с техникой
выполнения позы «Кошка»,
«Скамейка» закрепить умение
выполнять позу «Дерево».
Укреплять мышцы живота и
рук.
октябрь
9-10 «Путешествие в
зоопарк»
Закреплять технику
выполнения позы «Кошка»,
«Скамейка» закрепить умение
выполнять позу «Дерево».
Укреплять мышцы живота и
рук.
11 -12 «Сказка про
котенка»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны, узнавать на
картинках.
Страница 14
1413 -14 «Путешествие в
зоопарк»
Закреплять технику
выполнения позы «Кошка»,
«Скамейка» закрепить умение
выполнять позу «Дерево».
Укреплять мышцы живота и
рук.
15 -16 «Бутерброд» Познакомить с техникой
выполнения позы
«Бутерброд», закрепить
умение выполнять «Холм»,
«Кошка», «Дерево».
Вытягивание и укрепле ние
мышц спины, расслабление и
напряжение мышц.
Ноябрь
17 -18 «Семя и росток» Познакомить с техникой
выполнения позы «Семя»,
«Росток». Закрепить умение
выполнять знакомые асаны.
Развивать гибкость, чувство
равновесия.
19 -20 «Семя и росток» Закреплять технику
выполнения позы «Семя»,
«Росток». Закрепить умение
выполнять знакомые асаны.
Развивать гибкость, чувство
равновесия.
21 -22 «Ласточка» Познакомить с техникой
выполнения позы «Ласточка»,
«Листик качается».
23 -24 «Ласточка» Закреплять технику выполнения
позы «Ласточка», «Листик
качается».
Страница 15
Декабрь25 -26 «Путешествие на
самолете»
Закрепить технику
выполнения позы «Дерево»
закрепить умение выполнять
позу «Дерево». Укреплять и
вытягивать мышцы спины,
плечевого пояса.
27 -28 «Путешествие на
самолете»
Закрепить технику
выполнения позы «Дерево»
закрепить умение выполнять
позу «Дерево». Укреплять и
вытягивать мышцы спины,
плечевого пояса.
29 -30 «Сказка про
новоселье кролика
Чики – рики»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны: холм, дом с
трубой, семя, росток, листик
качается, дерево, ласточка
торт (бутерброд), змея, кошка,
черепаха.
30 -31 «Сказка про
новоселье кролика
Чики – рики»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны: холм, дом с
трубой, семя, росток, листик
качается, дерево, ласточка
торт (бутерброд), змея, кошка,
черепаха.
Январь
32 -33 «Корзинка» Познакомить с техникой
выполнения упражнения
«Корзинка». Растягивать
мышцы груди, живота и
бедер. Укреплять мышцы
спины.
34 -35 «Корзинка» Закрепить умение выполнять
Страница 16
16знакомые асаны «Корзинка».
Растягивать мышцы груди,
живота и бедер. Укреплять
мышцы спины.
36 -37 «Подарки друзьям» Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, свеча, ножницы,
ласточка, бабочка, бабочка
отдыхает, черепаха, часы.
38 -39 «Подарки друзьям» Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, свеча, ножницы,
ласточка, бабочка, бабочка
отдыхает, черепаха, часы.
Февраль
40 -41 «Корзинка» Познакомить с техникой
выполнения упражнения
«Корзинка». Растягивать
мышцы груди, живота и
бедер. Укреплять мышцы
спины.
42 -43 «Соревнования» Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, мост, холм (го ра),
ласточка, кошка, змея,
черепаха, бабочка, бабочка
Страница 17
отдыхает.44 -45 «Соревнования» Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, мост, холм (гора),
ласточка, кошка, змея,
черепаха, бабочка, бабочка
отдыхает.
46 -47 «Подарки для
друзей»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, свеча, ножницы,
ласточка, бабочка, бабочка
отдыхает, змея, черепаха,
часы.
Март
48 -49 «Подарки для
друзей»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, свеча, ножницы,
ласточка, бабочка, бабочка
отдыхает, змея, черепаха,
часы.
50 -51 «Снова
соревнования»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны ,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, мост, холм (гора),
ласточка, кошка, змея,
Страница 18
18черепаха, бабочка, бабочка
отдыхает.
52 -53 «Снова
соревнования»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, мост, холм (гора),
ласточка, кошка, змея,
черепаха, бабочка, бабочка
отдыхает.
54 -55 «Ласточка» Познакомить с техникой
выполнения упражнения
«Ласточка». Формировать
правильную осанку,
укреплять мышцы ног,
развивать чувство равновесия.
Апрель
56 -57 «Змея» Познакомить с техникой
выполнения упражнения
«Змея». Укреплять мышечный
корсет позвоночника, мышц
рук и запястий.
58 -59 «Ласточка» Закрепить умение выполнять
знакомые асаны, «Ласточка».
Формировать правильную
осанку, укреплять мышцы
ног, развивать чувство
равновесия.
60 -61 «Змея» Закрепить умение выполнять
знакомые асаны, «Змея».
Укреплять мышечный корсет
позвоночника, мышц рук и
Страница 19
запястий.62 -63 «Как кролик Чики -
Рики по следам
ходил»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
соверше нствовать технику
выполнения поз: бутерброд,
скамейка, корзина, ласточка,
кошка, черепаха, змея.
Май
64 -65 «Как кролик Чики -
Рики по следам
ходил»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: бутерброд,
скамейка, корзина, ласточка,
кошка, черепаха, змея.
66 «Кролик Чики -
Рики селится на
горе»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, бутерброд, бабочка,
бабочка отдыхает, змея,
черепаха, кошка.
67 «Кролик Чики -
Рики селится на
горе»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, бутерброд, бабочка,
бабочка отдыхает, змея,
черепаха, кошка.
68 «Кролик Чики -
Рики селится на
горе»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
Страница 20
20трубой, бутерброд, бабочка,
бабочка отдыхает, змея,
черепаха, кошка.
69 «Новоселье» Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: холм (гора),
дом с трубой, семя, росток,
листик качается, дерево,
ласточка, торт (бутерброд),
змея, кошка, черепаха.
70 «Бумажный
кораблик»
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дом с
трубой, ласточка, бутерброд,
бабочка, бабоч ка отдыхает,
лодка, змея, черепаха, кошка
потягивается,
72 «Облака»
(Заключительно –
диагностическое)
Закрепить умение выполнять
знакомые асаны,
совершенствовать технику
выполнения поз: дерево, дом с
трубой, скамейка, ласточка,
облако, бабочка, бабочка
отдыхает, лодка, кошка,
черепаха.
Страница 21
17 Методическое обеспечение программы.
1. Е. Б. Болсунова «Сказочная гимнастика с элементами йоги». – М.:
ВАКО, 2016.
2. Т.А. Иванова «Йога для детей» . Парциальная программа кружковой
работы для детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО
«Издательство «Детство – пресс», 2015.
3. Л.Паджалунга «Играем в йогу». – Москва «Манн, Иванов и
Фербер», 2018.
4. А.Рыбакова «Детская йога для малышей. Йога – игра».
Методические рекомендации. – Уральский институт фитнеса.
18 Материально -техническое обе спечение.
Для реализации программы необходимо подготовить:
Гимнастические коврики (по количеству детей в подгруппе);
Сюжетные картинки (для рассматривания и составлени я сказки
с использованием асан );
Предметные картинки (в соответствии с названием поз);
Схематические картинки выполнения поз;
Платочки, ленточки, массажные мячи, гимнастические палки,
крышки из -под бутылок, мелкие предметы (для игры «Ловкие
пальчики» направленной на профилактику плоскостопия)
Аудиозаписи со звуками природы, спокойной музыки (для
выполнения заключительной части, выполнения позы
«Шавасана») .
Страница 22
2219 Список литературы.
1. Липень А. «Йога для начинающих». – СПб.: Питер, 2014
2. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших
дошкольников» Подольская Е.А. – М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
2009.
3. Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
4. . Осипова В.. Поза ребенка «Хатха -Йога в детском саду». Ж. Обруч №3 -1997
5. Панда К.Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. – СПб.:
«Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 104с.
6. Шифферс М.Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М.: Эксмо,
2011. – 176с.: ил.
Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.:
Метафора. – 2003.