cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1



Страница 2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа будущего первоклассника» (далее Программа) относится к
социально -гуманитарной направленности, имеет ознакомительный
уровень, преследует комплексную реализацию практической,
воспитательной, образовательной и развивающей целей.
Программа разработана в соответствии с нормативными
документами, регламентирующими образовательную деятельность в
системе дополнительного образования:
1. Федеральным Законом РФ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
дея тельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Распоряжением Правительства Российской Федерации №1726 -р от
04.09.2014г. «Концепция развития дополнительного образования детей»;
4. Письмом Министерства образования и науки России№09 -3242 от
18.11.2015 г. «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»);
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648 -20 «Санитарно –эпиде миологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
молодежи »;
6. Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области
от 05.04.2019 г. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного
финансирования дополнитель ного образования детей»;
7. Уставом и локальными актами «Детского сада№167 ОАО «РЖД»

Страница 3

Актуальность программы: социальный заказ родителей для
формирования предпосылок дошкольников к учебной деятельности и
развитие качеств, необходимых для адаптации к усп ешному обучению.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том,
что она построена в соответствии с логикой психического развития
дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи,
ценностного отношения к окружающему миру. Таким образом, выбор
содержания, методов и форм организации определяется тем, что дети -
дошкольники только готовятся к систематическому обучению.
Социальная значимость программы.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности:
«Я хочу учиться!» — самый желаемый планируемый личностный результат.
Отличительные особенности данной программы состоят в том, чтов
соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками
строятся с использованием проблемно -диалогической технологии ,
адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только
сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в
процессе которой они сами делают открытия, узнают что -то н овое и
используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным
этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне
технологии, когда обучение строится на деятель ностной основе.
Адресат программы: коллектив воспитанников групп предшкольной
подготовки в возрасте 6 -7 лет.
Объем, срок освоения программы, режим занятий. Программа
рассчитана на 1 год обучения, в объеме 72 часа. Занятия проводятся 2 раз в
неделю по 30 ми нут.
Особенности организации образовательного процесса. Программа
даёт возможность соответствовать стандартным требованиям по

Страница 4

предшкольному образованию и ограниченно вводить ребёнка в школьное
образование.
Форма обучения –очная.
Основная форма организации обучения -учебное занятие.
Формы организации познавательной деятельности на учебном
занятии:
 фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно
(беседа, показ, объяснение и т.п.);
 коллективная (ансамблевая): организация проблемно -поискового
или творческого взаимодействия между всеми детьми
одновременно;
 групповая: организация работы в малых группах, (в парах), задание
выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого
учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные
задания, состав группы может меняться в зависимости от цели
деятельности);
 индивидуальная: организуется для коррекции пробелов в знаниях и
отработки отдельных навыков.
Цель программы: создание условий для социальной адаптации детей,
повышение психологической готовности ре бёнка к включению в
образовательную деятельность, формирование у старшего дошкольника
интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью
единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации
преемственности между дошкольным этапом и начальной школой.
Задачи:
Образовательные (предметные):
 Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь
дошкольника.
 Развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру
речи детей.

Страница 5

 Готовить к обучению чтению.
 Развивать фантазию, воображение, словесное творчество.
 Развивать мелкую моторику руки.
Личностные:
 Формировать самостоятельную, ответственную и социально
мобильную личность, способную к успешной социализации в
обществе.
Метапредметные:
 Развивать мотивационную готовность дошк ольников к обучению в
школе; потребность в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности и аккуратности.

Содержание программы
Учебно -тематический план

№ п/п Темы Количество
часов
1 Звуки и буквы. Подготовка руки к письму. 1
2 Мир звуков. Гласный звук [а]. Буквы А, а. 2
3 Гласный звук [о]. Буквы О, о. Игры со словами. 1
4 Гласный звук [у]. Буквы У, у. Раскрашивание. 1
5 Гласный звук [и]. Буквы И, и. Подготовка руки к
письму
1
6 Гласный звук [ы]. Буква ы. Подготовка руки к письму. 1
7 Гласный звук [э]. Буквы Э,э. Подготовка руки к
письму.
1
8 Согласные звуки [м’] и [м]. Буквы М, м.Подготовка
руки к письму. Письмо слогов по точкам.
2
9 Согласные звуки [п] и [п ,]. Буквы П,п. Штриховка. 2

Страница 6

Подготовка руки к письму.
10 Согласные звуки [б] и [б’]. Буквы Б,б. Письмо по
точкам. Раскрашивание.
2
11 Согласные звуки [н] и [н’]. Буквы Н,н. Подготовка
руки к письму. Письмо по точкам.
2
12 Согласные звуки [т] и [т’]. Буквы Т,т. Подготовка
руки к письму. Письмо по точкам.
2
13 Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В.в. Подготовка
руки к письму. Штриховка.
2
14 Буква Я. Подготовка руки к письму. Раскрашивание. 2
15 Согласные звуки [д] и [д’]. Буквы Д,д. Подготовка
руки к письму. Письмо по точкам.
2
16 Согласные звуки [ф] и [ф’]. Буквы Ф,ф. Подготовка
руки к письму. Штриховка.
2
17 Согласные звуки [с] и [с’]. Буквы С,с. Подготовка
руки к письму. Письмо по точкам.
2
18 Буква Е. Подготовка руки к письму. Письмо по
точкам.
2
19 Согласные звуки [к] и [к’]. Буквы К,к. Подготовка
руки к письму. Штриховка.
2
20 Согласные звуки [г] и [г’]. Буквы Г,г. Подготовка руки
к письму. Штриховка.
2
21 Согласные звуки [х] и [х’]. Буквы Х,х. Подготовка
руки к письму. Письмо по точкам.
2
22 Согласные звуки [з] и [з’]. Буква З. Подготовка руки к
письму. Штриховка.
2
23 Согласный звук [ш]. Буквы Ш,ш. Подготовка руки к
письму. Письмо по точкам.
2
24 Согласный звук [ж]. Буквы Ж.ж. Подготовка руки к 2

Страница 7

письму. Письмо по точкам.
25 Согласные звуки [л] и [л’]. Буквы Л,л. Подготовка
руки к письму.
2
26 Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р.р. Подготовка
руки к письму. Штриховка.
2
27 Буквы Ё,ё. Подготовка руки к письму. Раскрашивание. 2
28 Согласный звук [й’]. Буква й. Подготовка руки к
письму. Раскрашивание.
2
29 Согласный звук [ч’]. Буквы Ч,ч. Подготовка руки к
письму.
2
30 Согласный звук [щ’]. Буквы Щ,щ. Подготовка руки к
письму. Раскрашивание.
2
31 Согласный звук [ц]. Буква Ц. Подготовка руки к
письму.
2
32 Буква Ю. Раскрашивание. Штриховка. 2
33 Буква ь. 2
34 Буква ъ. Подготовка руки к письму. Раскрашивание. 2
35 Повторение изученных букв. Подготовка руки к
письму.
2
36 Чтение слогов с изученными буквами. Подготовка
руки к письму.
2
37 Подготовка руки к письму. Штриховка. 2
38 Подготовка руки к письму. Письмо по точкам. 2
39 Чтение слогов с изученными буквами. Литературная
викторина. Письмо по точкам.
1
40 Путешествие в АБВГДейку. Знакомство с алфавитом. 1
Итого: 72 ч


Страница 8

Содержание программы

Содержание программы соответствует федеральным государственным
стандартам дошкольного образования, этим обеспечивается преемственность
методических и педагогических подходов.
Содержание программы соответствует ФГОС ДОО, что обеспечивает
преемственность ме тодических и педагогических подходов.
В структуре и содержании данной программы выделяется 2
направления, отражающих основные линии развития ребенка -дошкольника в
результате его обучения.
Направление «По дороге к азбуке » обеспечивает обогащение
активного словаря ребенка, связной речи. Ведётся подготовка к обучению
чтению.
Направление «Подготовка руки к письму» обеспечивает развитие
мелкой моторики руки.
Работа по данным направлениям ведётся систематически на каждом
зан ятии .
 Обучение грамоте
 Обучение звуко - слоговому анализу
-дифференциация понятий «звук» и «буква»;
-соотнесение букв и звуков .

 Развитие звуковой культуры речи
-знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные
 Развитие фонематического слуха:
-развитие умения различать звуки: гласные и согласные;
-выделение в слове мягких и твердых согласных звуков;
-выделение звуков в начале, середине, конце слова.
 Развитие связной речи
-обучение диалогической речи;
-обучение пересказу с помощью зрительной опо ры;

Страница 9

-обучение составлению рассказа по серии картинок по опорным словам .
 Развитие мелкой моторики
-умение штриховать;
-умение раскрашивать;
- умение обводить по контуру;
- умение печать буквы по образцу.

Раздел II . Комплекс организационно педагогических условий
реализации дополнительной общеразвивающей программы
Календарный учебный график
Показатель 1 год обучения
Количество учебных недель 36
Количество учебных дней 72
Продолжительность каникул Каникулы программой не
предусмотрены
Дата начала и окончания учебных
периодов \этапов
Начало обучения – 1 сентября
Окончание обучения – 31 мая

Материально -техническое обеспечение программы:
Ноутбук – 1 шт
Роутер для подключения к сети Интернет – 1 шт
Экранно -звуковые пособия:
- CD -диски.
- Мультимедийные презентации.

Информационно -методическое обеспечение:
Методические разработки по направлениям программы.
Наглядные пособия, технические средства обучения.
Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
Диагностический инструментарий для осуществления обратной связи.

Страница 10


Кадровое обеспечение : Реализацию программы осуществляет учитель
начальных классов , высшее образование; имеющий документы,
подтверждающие повышение квалификации.
Формы организации учебных занятий : Групповая форма с ярко
выраженным индивидуальным подходом.
Особенности организации учебного процесса


Список литературы.
 Большие прописи к логопедическому букварю [Текст]: прописи для
дошкольников / О.С. Жукова. - М: АСТ, 2019.
 Букварь [Текст]: букварь для дошкольников / О.С. Жукова. - М:
Астрель, 2018.
 Букварь для будущих отличников [Текст]: букварь для дошкольников /
О.С. Жукова. - М: Астрель, 2019.
 Пальчиковая гимнастика[Текст]: пособие для развития мелкой
моторики руки/ О.В Узорова. - М.: АСТ Астрель, 2002.
 Скоро в школу [Текст]: методическое пособие для подготовки к
школе/ Мищенкова Л.В. - Москва: Изд. РОСТ, 2017